Адаптация пятиклассников к
предметному обучению
С.И.
Гомонова,
зам. директора по оздоровительной работе МОУ "Лянторская СОШ № 4", г.
Лянтор Тюменской обл., Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
О.Я. Саютина,
зам. директора по НМР МОУ "Лянторская СОШ № 4", г. Лянтор Тюменской
обл., Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Переход
учащихся из начальной школы в основную справедливо считается кризисным
периодом. Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов
свидетельствуют о том, что этот переход неизбежно связан со снижением
успеваемости, хотя бы временным. Учащимся, привыкшим к определенным порядкам
начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю
жизни.
Часто
внешние изменения по времени совпадают с началом физиологических изменений в
организме детей. Все это в первую очередь отражается на качестве успеваемости.
Например, отличник в начальной школе вдруг в пятом классе начинает получать
четверки и тройки. Хотя бывает и так, что ребенок, еле-еле учившийся в начальных
классах на тройки, вдруг становится твердым хорошистом.
Период
адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребенка от одного
месяца до целого года. Критерием успешности адаптации выступает, прежде всего,
степень сохранности психологического и физического здоровья обучающихся.
Что же может
затруднить адаптацию детей к основной школе? Прежде всего, это
рассогласованность, даже противоречивость требований разных педагогов. Школьник
впервые оказывается в ситуации множественности требований и, если он научится
учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим
трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой жизни.
Термин
"дезадаптация" обозначает нарушение процессов взаимодействия человека
с окружающим миром. Понятие "школьная дезадаптация" – более узкое и
подразумевает неспособность и невозможность младшего подростка найти в
пространстве школьного обучения свое место, чтобы он мог быть принят таким,
каков он есть, сохраняя и развивая свою индивидуальность, потенциал и возможности
для самореализации.
Критерии
школьной дезадаптации:
Готовность к обучению в средней школе
Можно ли
избежать серьезных проблем с учебой при переходе в среднюю школу? Опыт
показывает, что можно. Но для этого необходимо учитывать все факторы, влияющие
на качество обучения в пятом классе.
Надо
заметить, что с понятием "адаптация" тесно связано понятие
"готовность к обучению в средней школе". Не все учащиеся начальной
школы одинаково подготовлены к переходу в среднюю школу. Можно выделить
следующие составляющие такой готовности:
Психолого-педагогическое и медико-социальное
сопровождение пятиклассников
В нашей
школе разработана программа преемственности между начальным и основным общим
образованием "Пятиклассник" (приложение), осуществляется
психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение пятиклассников в
адаптационный период.
В рамках
преемственности в марте учителя 4-х классов проводят открытые уроки для
учителей старшего звена с целью знакомства с учащимися, с программой обучения в
начальном звене. Педагог-психолог проводит тестирование учеников 4-х классов
школы и игру "Дорога в 5-й класс" с целью выявления уровня готовности
детей 9–10 лет к переходу в среднюю школу.
Для
профилактики школьной дезадаптации в первую-вторую недели сентября проводятся
психолого-педагогические консилиумы по каждому пятому классу, на которых
учитель начального звена знакомит учителей-предметников с индивидуальными
характеристиками учеников класса, педагог-психолог – с данными социальной
адаптации обучающихся. Медицинский работник предоставляет данные о здоровье
обучающихся, т. к. у детей с ослабленным здоровьем при переходе из начального
в основное звено школьная дезадаптация проявляется в нарушениях состояния
здоровья. Педагог-психолог и социальный педагог знакомят учителей 5-х классов с
рекомендациями по работе с детьми "группы риска", предлагают тематику
классных часов на тему "Учись учиться", проведение которых поможет
учащимся рационально организовать свой учебный труд, развивать свои
способности, ум и мышление, сделать обучение увлекательным и эффективным.
В течение
сентября педагог-психолог ведет наблюдение за пятиклассниками во время и вне
учебных занятий.
В ноябре
педагог-психолог проводит изучение социальной адаптации пятиклассников. Оно
осуществляется по следующим методикам:
Результаты
психологической диагностики в общем виде представляются на заседании
методического объединения "Пятиклассник", родительских собраниях,
также проводятся индивидуальные и групповые консультации для всех участников
образовательного процесса: обучающихся, учителей и родителей.
Повторная
психологическая диагностика проводится в марте с целью проследить изменения в
адаптации учащихся 5-х классов к условиям школьной среды.
Работа с родителями
Для
родителей пятиклассников классный руководитель проводит собрания с приглашением
педагога-психолога и учителей-предметников. При обсуждении проблемы перехода из
начальной школы внимание родителей обращается на адаптацию детей к предметному
обучению, на ее позитивные и негативные стороны, а также на условия, которые
могут способствовать или препятствовать успешному прохождению адаптационного
периода.
Очень
значимо сохранить положительное отношение пятиклассника к обучению, помочь отыскать
ему личный интерес к изучаемому предмету, сориентировать его на пути
самосовершенствования и самореализации.
Один из
факторов, приводящих к формированию и закреплению тревожности школьника, –
завышенные ожидания со стороны родителей к успехам своего ребенка. В свою
очередь ребенку необходимо чувствовать безусловное принятие родителей, которые
верят в него, поддержат и помогут преодолеть возникающие трудности. Ученику
важен интерес родителей к школе, классу, в котором он учится, к его школьной
жизни, победам и неудачам.
Родителям
рекомендуется:
Атмосфера
поддержки, доверия, понимания в семье поможет ребенку эффективно решать
проблемы в школе, добиваться успехов.
Приложение
ПРОГРАММА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ
между начальным и основным общим образованием
"Пятиклассник"
Программа
преемственности между начальным и основным общим образованием
"Пятиклассник" (далее – Программа) представляет основные направления
работы по реализации преемственности между начальной и основной школой,
обеспечивающей взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и
воспитания.
Пояснительная
записка
Переход
учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически наиболее
сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов
школьного обучения. Оснований для такого утверждения более чем достаточно:
состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется
снижением интереса к учебе и ее результатам, низкой организованностью, иногда
недисциплинированностью, с психологической – снижением самооценки, высоким
уровнем ситуативной тревожности. Увеличивается число детей, испытывающих
значительные затруднения при обучении и адаптации к новым условиям организации
учебного процесса.
Поэтому
внимание педагогического коллектива нашей школы к проблемам адаптации школьников
постоянно растет.
Переходный
период из начальной школы в основную сказывается на всех участниках
образовательного процесса: учащихся, педагогах, родителях, администрации школы,
специалистах психолого-педагогической службы. Часто последствия бывают
отрицательными, что обусловлено:
Наблюдения
за учащимися, общение с ними в этот период показывают, что они очень растеряны,
не могут понять, как строить взаимоотношения с педагогами, какие требования
обязательны для выполнения – к школьнику их впервые предъявляется так много и
от разных людей. На пятиклассника обрушивается поток информации с непонятными
для него словами, терминами. Сократить переходный период, смягчить связанные с
ним негативные факторы помогает нашему коллективу специально разработанная
Программа, которая создана с целью координации, более эффективной организации
учебно-воспитательного процесса, психолого-педагогического и медико-социального
сопровождения учащихся – выпускников начальной школы при переходе их в среднее
звено.
Цель
Программы: создание
условий для адаптации учащихся I ступени обучения при переходе на II ступень
обучения и успешного продолжения образования в 5-м классе.
Основные
задачи Программы:
Принципы
реализации Программы
Реализация
Программы базируется на следующих принципах:
Тематический план
Вид деятельности |
Сроки |
Ответственные |
1. Организационная работа |
||
Собеседование
зам. директора по УВР и школьного психолога с педагогами и классными
руководителями 5-х классов |
Август |
Зам.
директора по УВР |
Уточнение
и корректировка списков учащихся 5-х классов. Работа с личными делами
учащихся |
Август,
сентябрь |
Зам.
директора по УВР |
Знакомство
с семьей и условиями быта учащихся. Составление социального паспорта класса |
Сентябрь |
Зам.
директора по ВР, социальный педагог, классные руководители 5-х классов |
Составление
учителями начальной школы и педагогом-психологом школы характеристик
(психолого-педагогических карт) на учащихся 4-х классов |
Август |
Зам.
директора по УВР, оздоровительной работе (далее – ОР), учителя начальной
школы |
Изучение
медицинских карт учащихся 5-х классов. Оценка состояния здоровья и
физического развития обучающихся |
Сентябрь |
Зам.
директора по ОР, медицинский работник, учителя физической культуры, классные
руководители 5-х классов |
Организация
взаимопосещения уроков учителей 4–5-х классов по вопросу преемственности |
Сентябрь |
Зам.
директора по НМР |
Организация
занятий в специальных медицинских группах. Комплексная диагностика учащихся
5-х классов |
Сентябрь –
декабрь, февраль, апрель |
Зам.
директора по ОР, медицинский работник, учителя физической культуры |
Медицинский
осмотр обучающихся 5-х классов специалистами муниципального учреждения
здравоохранения "Лянторская городская больница" |
Март |
Зам.
директора по ОР, медицинский работник |
Экскурсии
выпускных классов начальной школы по территории средней школы |
2-я неделя
мая |
Зам.
директора по ВР, классные руководители 4-х классов |
Выявление
индивидуальных особенностей, склонностей, интересов учащихся 5-х классов |
В течение
года |
Зам.
директора по ОР, классные руководители 5-х классов |
Формирование
групп дезадаптированных пятиклассников. Организация факультативных занятий
"Я и мы" |
В течение
года |
Зам.
директора по ОР, педагог-психолог |
Предварительная
расстановка педагогических кадров в будущих 5-х классах |
Январь |
Зам.
директора по УВР |
Знакомство
учащихся 4-х классов с учебным процессом в среднем звене |
Январь –
май |
Классные
руководители 4-х классов |
Собеседование
с классными руководителями 5-х классов по итогам четверти |
Ноябрь,
декабрь, март, май |
Зам.
директора по УВР, ОР, ВР, НМР |
Обобщение
аналитико-диагностических материалов |
Сентябрь,
ноябрь, апрель |
Зам.
директора по УВР, ОР |
2. Информационно-методическое обеспечение |
||
Заседание
методического совета школы. Коррекция и утверждение плана работы по
преемственности между начальным и основным общим образованием на учебный год |
Август |
Зам.
директора по УВР, НМР |
Изучение
нормативных документов по организации учебно-воспитательного процесса в 5-х
классах |
Август,
сентябрь |
Зам. директора
по УВР, ВР, ОР, классные руководители 5-х |
Совещание
при завуче по итогам четверти |
Ноябрь,
декабрь, март, май |
Зам.
директора по УВР, ОР, ВР, НМР |
Составление
материалов для проведения административных контрольных работ, подбор текстов
для проверки техники чтения |
Сентябрь,
декабрь, май |
Зам.
директора по УВР, руководители МО учителей-предметников |
Разработка
рекомендаций для родителей по теме лекториев |
Сентябрь,
январь |
Зам.
директора по ОР, педагог-психолог |
Составление
материалов для проведения контрольных срезов, подбор текстов для проверки
техники чтения |
Ноябрь |
Зам.
директора по УВР, руководители МО учителей-предметников |
Классно-обобщающий
контроль 5-х классов |
Ноябрь |
Зам.
директора по УВР, ОР, ВР, НМР |
Психолого-педагогический
консилиум по 5-м классам |
Сентябрь,
ноябрь |
Зам.
директора по ОР |
Составление
программ реабилитации учащихся "группы риска" (по каждому учащемуся
в отдельности) |
Ноябрь –
январь |
Зам.
директора по ОР, ВР, |
Диагностика
адаптационных процессов у учащихся 5-х классов |
Октябрь,
апрель |
Зам.
директора по УВР, ОР, педагог-психолог |
Разработка
методических рекомендаций по проблеме преемственности |
Ноябрь |
Зам.
директора по ОР |
Малый
педсовет "Создание условий успешной адаптации учащихся в 5-х классах"
с учителями начальной школы и учителями-предметниками, работающими в 5-х
классах, специалистами службы ППМС сопровождения. Подведение итогов
классно-обобщающего контроля 5-х классов, результатов I четверти |
Ноябрь |
Зам.
директора по УВР, ОР |
Изучение
динамики успешности обучения и развития учащихся 5-х классов |
В течение
года |
Зам.
директора по ОР, классные руководители 5-х классов |
Формирование
портфолио учащихся 5-х классов |
В течение
года |
Классные
руководители 5-х классов |
Совместное
заседание МО учителей выпускных 4-х классов, классных руководителей будущих
5-х классов, учителей-предметников "Преемственность УМК и единые подходы
к уровню требований по предметам в начальной школе и среднем звене" |
Декабрь |
Зам.
директора по УВР, ОР, классные руководители 4-х классов, учителя-предметники |
Совместная
методическая работа учителей начальной школы и учителей математики, русского
языка и литературы. Определение соответствия программных требований,
предъявляемых к учащимся выпускных классов начальной школы, требованиям,
предъявляемым учителями средней школы |
В течение
года |
Зам.
директора по УВР, руководители МО учителей-предметников, классные
руководители 4-х классов, учителя-предметники |
Посещение
уроков в 4-х классах |
Декабрь,
апрель |
Зам.
директора по УВР, руководители МО учителей-предметников, учителя-предметники |
Диагностика
готовности учащихся начальных классов к переходу в среднее звено |
Март,
апрель |
Зам.
директора по ОР |
Психолого-педагогический
консилиум по 4-м классам. Готовность учащихся выпускных классов начальной
школы к переходу в среднее звено |
1-я неделя
мая |
Зам.
директора по УВР, ОР, ВР, руководитель МО "Первоклассник" |
Совещание
при директоре "Создание условий для успешной адаптации учащихся в 5-м
классе. Уровень образовательной деятельности педагогов". Подведение
итогов работы по преемственности между начальным и основным общим
образованием за год. Определение КПД проделанной работы |
2-я неделя
мая |
Директор
школы |
Совещание
при директоре. Комплектование 5-х классов |
4-я неделя
мая |
Директор
школы |
Заседания
МО "Пятиклассник" |
Август,
октябрь, декабрь, февраль, май |
Зам.
директора по УВР, руководитель МО "Пятиклассник" |
3. Работа с учащимися |
||
"Здравствуй,
школа!" – линейка, посвященная Дню знаний |
1 сентября |
Классные
руководители 5-х классов |
Помощь
учащимся в ориентировании по расположению учебных кабинетов, столовой,
гардероба |
Сентябрь |
Зам.
директора по УВР, классные руководители 5-х классов |
Линейка
для учащихся по вопросу соблюдения правил поведения |
Октябрь |
Зам.
директора по ВР, классные руководители 5-х классов |
Анкетирование
пятиклассников по вопросу адаптации к новым условиям учебы. Определение
уровня комфортности учащихся при переходе из начальной школы в среднюю.
Изучение эмоционально-психологического климата в классном коллективе |
Октябрь |
Зам.
директора по УВР, ОР |
Торжественное
посвящение в пятиклассники |
Октябрь |
Зам.
директора по ОР, классные руководители 5-х классов |
Наблюдение
за учащимися на переменах, уроках, во время подвижных игр. Регистрация данных
наблюдений в протоколе (карте) |
В течение
года |
Классные
руководители 5-х классов, учителя-предметники |
Вовлечение
пятиклассников в дополнительное образование |
I четверть |
Зам.
директора по ВР, классные руководители 5-х классов |
Диагностика
особенностей школьной адаптации пятиклассников |
Ноябрь |
Зам.
директора по ОР |
Работа с
одаренными детьми "Растим хорошистов" |
В течение
года |
Классные
руководители 5-х классов, учителя-предметники |
Групповые
и индивидуальные занятия с учащимися "группы риска", выявленными в
начальной школе |
В течение
года |
Классные
руководители 5-х классов, зам. директора по УВР |
Линейки по
итогам успеваемости за четверть |
Ноябрь,
декабрь, март, май |
Классные
руководители 5-х классов, зам. директора по УВР |
Собеседование
со слабоуспевающими учащимися 5-х классов |
В течение
года |
Зам.
директора по УВР, классные руководители 5-х классов |
Рейд по
сохранности учебников |
Январь |
Зав.
библиотекой, классные руководители 5-х классов |
Индивидуальная
работа с учащимися, склонными к нарушению дисциплины |
В течение
года |
Социальный
педагог |
Индивидуальные
беседы с учащимися, испытывающими трудности в период адаптации |
В течение
года |
Классные
руководители 5-х классов, учителя-предметники |
Диагностика
готовности учащихся 4-х классов к переходу в среднее звено |
Март –
апрель |
Специалисты
службы ППМС сопровождения |
Классные
собрания учащихся выпускных 4-х классов с участием педагогов и классных
руководителей будущих 5-х классов "Нам пора в 5-й класс!" |
Май |
Заместители
директора по УВР, ОР, ВР |
Праздник
выпускного вечера для учащихся 4-х классов "Прощание с начальной
школой" |
Май |
Зам.
директора по УВР, ВР, учителя начальных классов |
4. Работа с родителями |
||
Индивидуальное
собеседование с родителями педагогически запущенных учащихся и детей с
неадекватными формами межличностных отношений |
Сентябрь |
Зам.
директора по УВР, ОР |
Неделя
открытых дверей. Родительский лекторий "Особенности обучения в 5-м
классе. Адаптация пятиклассников к предметному обучению" |
2-я неделя
сентября |
Зам.
директора по УВР, ОР, классные руководители 5-х классов, учителя-предметники |
Консультации
для родителей пятиклассников по вопросу адаптации |
Ноябрь |
Зам.
директора по ОР |
Родительские
собрания по итогам успеваемости за четверть |
Ноябрь,
декабрь, март, май |
Зам.
директора по УВР, ОР, классные руководители 5-х классов |
Родительский
лекторий "Создание в семье оптимальных условий для развития
ребенка" |
Январь |
Зам.
директора по УВР, ВР, классные руководители 5-х классов |
Индивидуальное
собеседование с родителями "трудных" учащихся |
В течение
года |
Зам.
директора по УВР, ОР, социальный педагог |
Родительские
собрания "Итоги комплексной диагностики адаптации учащихся 5-х
классов" |
Ноябрь,
март |
Зам.
директора по УВР, ОР |
Родительские
собрания "Зона ближайшего развития". Анкетирование родителей |
Апрель |
Зам.
директора по УВР, ОР |
Родительские
собрания 4-х классов с участием учителей средней школы |
Апрель |
Зам.
директора по УВР, ОР, учителя 4-х классов |
Индивидуальные
беседы с родителями учащихся 4-х классов |
IV
четверть |
Зам.
директора по УВР |
5. Контроль |
||
Контроль
планов воспитательной работы |
Сентябрь |
Зам.
директора по ВР |
Посещение внеклассных
мероприятий. Выявление проблем формирования классного коллектива в переходный
период |
Сентябрь,
октябрь |
Зам.
директора по ВР, педагог-психолог, социальный педагог |
Изучение
организации домашней работы. Выявление и предотвращение перегрузки учащихся
домашним заданием |
Сентябрь,
октябрь |
Зам.
директора по УВР, ОР |
Административный
контроль. Проверка качества усвоения учебного материала учащимися 5-х классов
(мониторинг) |
Сентябрь,
декабрь, май |
Зам.
директора по УВР |
Анализ
входного контроля |
Октябрь |
Методический
совет школы |
Проверка
классных журналов. Учет успеваемости и посещаемости учебных занятий учащихся
5-х классов |
В течение
года |
Зам.
директора по УВР |
Проверка
ведения дневников учащихся 5-х классов |
В течение
года |
Зам.
директора по ВР |
Смотр
кабинетов. Контроль наличия материалов для организации самостоятельной работы
учащихся |
Март |
Зам.
директора по УВР, ОР, ВР, руководители МО учителей-предметников |
Посещение
уроков и мероприятий с целью изучения межличностных отношений |
В течение
года |
Зам.
директора по УВР, ОР, ВР, НМР |
Анализ
учебной и воспитательной деятельности: выводы и результаты за учебный год,
планирование на новый учебный год |
Май |
Классные
руководители 5-х классов |
Контроль
выполнения учебных программ |
В течение
года |
Зам.
директор |